Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Объявление

Значение Конвенции о правах ребёнка

Значение Конвенции о правах ребёнка

  • 28 August 2019

 Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, международное право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же мере, что и взрослых. Разница заключается только в том, что ребёнок нуждается в большей защите и опеке.


Семья ― это естественная среда ребёнка, и влияние родителей на ее воспитание и жизнь является доминирующим. В семье берут начало мировоззрение, морально-эстетические идеалы и вкусы, нормы поведения, трудовые навыки, ценностные ориентиры, то есть все те качества, которые впоследствии будут составлять ее сущность как человека. На формирование личности детей влияет характер отношений между родителями и всеми членами семьи, обращение родителей-воспитателей к труду, их участие в общественной жизни, их интересы, ценностные ориентиры, которые аккумулируют в себе запросы общества и готовят ребёнка к жизни в нём.
На сегодня воспитание детей ― это не только духовное развитие и моральная поддержка, но и материальное обеспечение, которое не каждая семья способна в полной мере обеспечить. Семья является средой для физического, духовного, интеллектуального, культурного, социального развития ребёнка, его материального обеспечения и несет ответственность за создание надлежащих для этого условий. Права ребёнка на проживание в семье, родительскую заботу, общение с родителями признаны мировым сообществом как основополагающие. Невыполнение родителями своих обязанностей приводит к нарушению других, не менее важных прав ребёнка: права на здоровое развитие, на уважение к собственной чести и достоинству, даже права на жизнь. Ребёнок должен иметь чётко определённые права, которые должны защищаться государством. Анализируя состояние развития правового регулирования, началом правовой деятельности в отрасли защиты прав ребёнка можно считать создание Международного союза защиты детей в 1923 г. Союз разработал и утвердил первый международный акт — Декларацию прав ребёнка. Эта декларация вошла в историю как Женевская декларация, которая включала пять основных принципов и сыграла важную роль в создании атмосферы борьбы за права ребёнка.
 
Декларация впервые, в то время, когда было сплошным использование детского труда в форме эксплуатации детей на производстве без учета их физического состояния, поставила вопрос о запрещении принудительного детского труда.
К тому же сама Декларация впервые затронула вопрос об обязательстве государств установления обязательного образования для детей как будущего развития человечества. В последнее время Узбекистан все больше уделяет внимания приведению законодательства относительно защиты прав детей в соответствие с международными стандартами. Отдельным положением, которое касается защиты прав ребёнка, стал после принятия Заключительного акта в 1975 г. вопрос относительно кодификации данного международно-правового направления. Основным документом стала, без сомнения, Конвенция о правах ребёнка 1989 г. В дальнейшем, развивая её положения, был принят ряд резолюций и рекомендаций на рабочих встречах представителей разных стран. В частности, заслуживают на внимание Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 29–30 сентября 1990 г.), результатом которой стал созданный Комитет ООН о правах ребёнка (CRC); Всемирный конгресс против сексуальной эксплуатации детей (Стокгольм, 1996), где представители более 70 государств приняли документ, что включает Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, и соответствующий план действий; Берлинская конференция «Дети в Европе и Центральной Азии» (Берлин, 16–17 мая 2001 г.); Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей (Нью-Йорк, 8–10 мая 2002 г.) и другие.
В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребёнка», одобренной на 44-й сессии Ассамблеи ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 г.) и ратифицированной Республикой Узбекистан, государства-участники должны уважать и обеспечивать все права, предусмотренные этой Конвенцией, относительно каждого ребёнка, который находится в пределах их юрисдикции.
Вопросы относительно правового статуса и защиты ребёнка регулируются разными документами, которые базируются на общих положениях Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989 г. Защита ребёнка является главным заданием социального государства, в котором наивысшей ценностью определяется человек. 
Как отмечено в Преамбуле Конвенции о правах ребёнка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития при любых обстоятельствах, ребёнок в результате его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Ребёнок ― это физическое лицо до достижения ним 18-летнего возраста (ст. 1 Конвенции о правах ребёнка). Ребёнок, который не может жить в своей семье (временно или постоянно) имеет право на особенную защиту. Государство должно обеспечить ребёнку надлежащий надзор в соответствии со своими национальными законами: усыновление, передачу на воспитание в приёмную семью или в соответствующие учреждения по уходу за детьми. Международные обязательства Узбекистана ― это свидетельство того, что Узбекистан гарантирует свободу и достоинство своих детей, создает условия их всестороннего развития. Страны, которые подписали эту Конвенцию, провозгласили себя гарантами защиты прав всех представителей человечества, определили условия защиты несовершеннолетних, исходя из права на семью, которая является основой общества и естественной средой для развития. Приоритетным было определено право на благополучие и гармоничное развитие личности детей, что позволит им научиться жить в мирном обществе, достоинства, толерантности, свободы, равноправия и солидарности.
 
Конвенцией закреплены такие права, как право ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая право на сохранение семейных связей, право ребёнка на воспитание, включая право на учебу, на достаточный жизненный уровень, на свободное высказывание мысли, на получение информации, а также право на защиту от всех форм насилия, в том числе от насилия в семье. Впрочем существует грустная статистика относительно того, что многие дети не имеют возможности использовать эти права, проживание в семье нередко составляет угрозу нормальному интеллектуальному и физическому развитию, здоровью и даже жизни детей. Анализ традиционных «публичных» семейных конвенций показывает, что в них наряду с международными стандартами, относящимися к публично-правовым предписаниям, содержатся нормы, регулирующие гражданские правоотношения. Например, в Конвенции о правах ребёнка 1989 г. имеются нормы, относящиеся к личным неимущественным отношениям: положения, закрепляющие право ребёнка на имя с момента его рождения, неимущественное право знать своих родителей, нормы, посвященные иностранному усыновлению.
Конвенция определяет «государств-участников», которые должны регулярно отчитываться Комитету по защите прав ребёнка. В его состав входят 10 экспертов, избранных государствами-участниками, в задания которых входит мониторинг за реализацией Конвенции. Комитет по защите прав ребёнка поощряет правительства государств-участников к созданию специальных механизмов и структур для решения вопросов детей, определяя это как общие показатели реализации Конвенции. Комитет уделяет особенное внимание созданию независимых представительств по защите прав детей. Понятно, что каждое государство-участник определяет свои цели и задания для независимых представительств по защите прав детей. Они отличаются в зависимости от разницы в статусе детей и наличия разных государственных и негосударственных органов и институтов, которые влияют на «детские» вопросы внутри государства.

Развитие международно-правовых норм в сфере охраны прав ребёнка за последние годы стало самостоятельным направлением международного правового процесса.