Деятельность службы направлена на оказание детям с особыми потребностями практической квалифицированной абилитационной и реабилитационной помощи в медицинском, психологическом, педагогическом и социальном направлениях.
С 2012 года служба модернизирована, внедрены инновационные медико-психолого-педагогические подходы в реабилитации детей с особыми потребностями.
Цель: Разработка и повышение качества диагностической и своевременной реабилитационной помощи для достижения социальной адаптации социально уязвимых детей и их семей на основе индивидуально-ориентированного комплексного подхода.
Возраст детей, посещающих ИКС, составляет от 0 до 18 лет.
Со дня открытия ИКС комплексную помощь и консультативную поддержку получили более 9000 детей и их семей.
За содействием обращаются дети и их родители из разных регионов Узбекистана, а также из стран СНГ. Оказана помощь юным гражданам Азербайджана, Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Киргизии.
Обследование и реабилитация проводятся по специально разработанной схеме. После всестороннего медицинского обследования собирается консилиум с участием всех специалистов, где на каждого ребенка составляется план и последовательность реабилитационных мероприятий – индивидуальных или групповых занятий.
Отделение лечебной физкультуры
В отделении работают: врач-реабилитолог, методисты/инструкторы по лечебно-физической культуре и акватерапии, инструкторы по массажу, специалисты по работе на аппаратах "Локомат", "Космос".
При коррекции и реабилитации широко используются методы:
● индивидуальные и групповые занятия по ЛФК;
● кинезотерапия;
● гидрокинезотерапия;
● механотерапия;
● процедуры массажа: массажные комплексы «Аквамембранная ванна», «Аквавиброн», ручные вибромассажеры и светотепловые лампы.
Отделение психологического сопровождения
Для диагностики и коррекции психоэмоционального фона ребенка в службе оказываются различные виды психологической помощи и поддержки с использованием передовых терапевтических методик:
● Сенсорная терапия;
● Сказкотерапия;
● Музыкотерапия;
● Методика Монтессори;
● Индивидуальные и групповые занятия психолога;
● Психологическая помощь родителям.
Коррекционные занятия проводятся в присутствии родителей, в результате чего они получают навыки работы с детьми и на дому.
Сенсорная комната
Сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: корректирует нарушенные высшие корковые функции, развивает общую и мелкую моторику, и корректирует двигательные нарушения.
Сама обстановка с сочетанием разных стимулов – музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений – воздействует на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие ребенка, способствует нормализации его психического и эмоционального состояния.
Комната Монтессори
Монтессори среда создана на основе большого количества новейшего и качественного дидактического игрового материала. Развивающие занятия здесь проходят в свободной, не ограничивающей интересы ребенка форме и помогают в развитии внимания, памяти, логического мышления, речи и воображения; мелкой и грубой моторики; пространственных представлений, представлений о цвете и форме объектов; формируют интерес к обучающему процессу и стремление к саморазвитию.
Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!»
Комната сказкотерапии
Сказкотерапия предназначена для работы с детьми, испытывающими эмоциональные, физические затруднения, для мягкого влияния на поведение ребенка, т. е. «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения смысла происходящего. Этот вид терапии имеет неограниченные возможности для фантазии и самореализации детей. Комната богата множеством ярких игрушек и поделок.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Комната музыкальной терапии
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, которые оказывают целебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, содействуют проявлению его творчества во всех областях жизни.
Услуги психолога для индивидуальных занятий
Индивидуальная работа психолога с детьми с особыми потребностями строится по следующим этапам: проведение психодиагностики; коррекционные занятия; аналитико-обобщающий обзор.
Занятия проходят в интерактивной форме с участием родителей, что позволяет им принимать непосредственное участие в коррекционном процессе. Важным фактором успешной реабилитации является выполнение родителями со своими детьми домашнего задания по указаниям психолога.
Групповые игры
Для успешной социализации детям необходимо взаимодействие с окружающими. Групповые игры, тренинги являются одними из самых эффективных методов для развития социальных навыков у детей. Психологи работают над сплочением коллектива, пробуждая в детях активность, открытость, уверенность, взаимоподдержку.
Отделение педагогической коррекционной работы
Здесь коррекционную помощь оказывают логопеды-дефектологи, сурдопедагоги и арт-терапевт.
Логопед-дефектолог проводит:
● выявление, коррекцию и устранение различных речевых нарушений;
● развитие слухового и зрительного восприятия на речевом материале, фонематического слуха;
● постановку звуков, их автоматизацию, дифференциацию и введение в самостоятельную речь;
● логопедический массаж (ручной и с помощью постановочных и массажных зондов);
● развитие памяти, мышления на речевом материале; пассивного и активного словаря;
● формирование лексико-грамматических категорий.
Арт-терапия
Арт-терапевт-дефектолог использует различные художественные техники и направления: рисование, лепку, музыку, фотографии, кинофильмы, книги, кукольный театр, сочинение историй.
Песочная терапия дает возможность диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка, развивает общую и мелкую моторику, корректирует двигательные нарушения, помогает раскрепоститься и установить доступ к довербальным уровням психики. От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений.
Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания. Помимо песка широко используются и такие природные материалы, как фасоль, горох, гречневая, рисовая и манная крупы.
Физические методы реабилитации по направлениям:
● Лечебная физическая культура (ЛФК)
● Цигун
● Массаж
● Бассейн.
Фитобар
По рекомендациям врачей дети ежедневно получают настои из сборов целебных трав (пол-пола, цветы ромашки, мелисса, душица, мята, череда, кукурузные рыльца, шиповник, подорожник, шалфей, мать-и-мачеха), а также кислородную пенку.
Родительский клуб
В целях оказания моральной поддержки, оказания консультативной психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями в РЦСАД создан Родительский клуб. Занятия здесь проводятся в виде групповых встреч-тренингов, нацеленных на повышение стрессоустойчивости родителей, снятие психоэмоционального напряжения, осознания и позитивной трансформации внутреннего мира, искаженного картиной болезни ребенка.
Групповые встречи – это возможность не только поделиться своими переживаниями по поводу состояния ребенка, но и получить обратную связь. Групповая динамика способствует сплочению родителей между собой, а также является ресурсом, позволяющим обрести и укрепить внутреннюю силу. Общаясь друг с другом, родители обмениваются опытом воспитания и ухода за «особыми» детьми, получают моральную поддержку друг друга.
Принципы работы клуба: добровольное согласие, доброжелательное отношение, обратная связь.
После проведения 1-й Международной конференции по вопросам аутизма на базе ИКС ведется работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Если вначале было всего 17 детей с таким диагнозом, то уже сейчас здесь получили медико-психолого-педагогическую помощь свыше 100 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Психологическая коррекционная работа проводится с применением элементов различных видов терапии (ABA, TEECH, холдинг-терапия и эрготерапия). Она состоит из:
● индивидуальных занятий с психологом,
● групповых игр,
● занятий в тематических комнатах (комната Монтессори, музыки, сенсорная комната, сказкотерапии, песочной терапии),
● занятий в бассейне,
● иппотерапии,
● совместных выездов на природу.
● обучающих и релаксационных тренингов и информационных семинаров для родителей детей с аутизмом.
В группе подготовки к школе проводятся занятия на развитие адаптивных форм межличностных отношений, общих способностей и учебных навыков. Занятия проводятся с использованием арт-терапевтических техник и динамических ритмичных игр.
Первичные достижения: у 70% детей улучшилось внимание и мелкая моторика, появилась усидчивость, расширился пассивный словарный запас. Несколько детей начали заниматься в группе, чего раньше не допускали из-за повышенного уровня тревожности. У большинства детей появился интерес к игрушкам, чего раньше не наблюдалось. У всех детей с аутизмом, вовлеченных в коррекционный процесс, уменьшились поведенческие проблемы.
В сентябре 2015 г. в РЦСАД создана «Группа общения для подростков с РАС (расстройство аутистического спектра) и их родителей». Цель – развитие позитивных форм межличностного общения и социально-бытовых навыков у детей с аутизмом. На занятиях дети совместно с родителями играют в групповые игры, учат стихи, рисуют, устраивают чаепития, ходят в бассейн, посещают музеи, выставки, театрализованные представления, парки, принимают участие в детских праздниках. Занятия проходят под руководством психолога. Дети получают возможность установить значимые социальные отношения, расширить представления о мире и развить новые навыки, что способствует улучшению адаптации детей с аутизмом к социуму и дальнейшей их подготовке к самостоятельной жизни.
Актуальность и научно-практическая значимость Информационно-консалтинговой службы, как уникальной площадки по внедрению инновационных технологий, особенно возрастает в современных условиях, когда в стране повышаются требования к всестороннему развитию личности, к созданию высококвалифицированных и опытных бригад медико-педагогического обслуживания социально уязвимых детей и их семей, а также в связи с еще недостаточным использованием достижений науки, современной техники и передового опыта в этой области.
Важными качествами персонала ИКС являются: терпение, выдержка, чувство долга, любовь к детям, уверенность в победе, высокий уровень интеллекта, стремление к постоянному самосовершенствованию.
В информационно-консалтинговой службе (ИКС) РЦСАД имеется свой штат квалифицированных специалистов, которые проводят обследование детей и на консилиуме принимают решение о дальнейшей комплексной или консультативной помощи.
Документы, необходимые для первичного обращения в ИКС:
1) Свидетельство о рождении / паспорт;
2) Справка об инвалидности ребёнка / подростка, если таковая имеется;
3) Паспорт родителя / законного представителя;
4) Выписка из амбулаторной карты ребенка / подростка, по месту наблюдения (врачом – неврологом, психоневрологом или педиатром) с подробным описанием физического и ментального состояния пациента. Направительный диагноз;
5) Все выписки о проведенных операциях, курсах лечения, рентгеновские/КТ/МРТ снимки. Описания назначенного медикаментозного лечения и полученных результатов заключения;
6) Справка о нахождении ребенка на учете в специализированных центрах и диспансерах;
7) Заключение дерматолога об отсутствии заболеваний;
8) Заключение фтизиатра об отсутствии туберкулезного процесса (обязательно со снимками рентгенографии сроком не более года);
9) 6 фотографий 3х4 ребенка/подростка;
10) Справка об отсутствии инфекционных болезней (справка о контактах);
11) Заявление на имя руководителя ИКС от родителя/законного представителя;
12) Файловая папка для документов.
Все услуги в Республиканском центре социальной адаптации детей и, в частности, в ИКС предоставляются абсолютно бесплатно!