Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Поддержка детей, оставшихся без опеки родителей

Основными задачами отдела по изучению проблем детей, оставшихся без опеки родителей являются:

 

        Проведение исследований по вопросам социализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проблем детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

        Продвижение процесса деинституционализации:

- внедрение моделей профилактики социального сиротства;

- активизация реинтеграции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в кровные семьи и устройство в приёмные;

- повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей;

        Развитие системы отбора, подготовки и сопровождения приёмных родителей (Школа приёмных родителей);

        Оказание практической помощи воспитанникам и выпускникам домов Мехрибонлик, Детских городков, ДДСТ, детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также педагогам, родителям-воспитателям, приёмным родителям.

 

С 2005 года специалистами проведены 34 исследования по изучению проблем социализации, защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Узбекистане.

Науучно-исследовательская деятельность:

  • проведен анализ реализации законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, на основе которого подготовлены рекомендации по внесению изменений и дополнений в 14 нормативно-правовых документов, касающихся детей данной категории;

  • изучены психологические характеристики воспитанников домов Мехрибонлик, вопросы организации профориентационной работы, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

  • исследованы проблемы постинтернатной адаптации выпускников домов Мехрибонлик и Детских городков, включая вопросы жилищно-бытовой ориентации,  социальной адаптации, трудоустройства, обеспечения жильем выпускников;

  • реализованы проекты по деинституционализации, проанализированы особенности профилактики социального сиротства и  эффективные механизмы внедрения семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

  • изучен механизм передачи детей в приемные семьи;

  • проанализированы причины поступления детей в Дома ребенка, дома Мехрибонлик и Детские городки;

  • проведен мониторинг состояния Служб социально-психологического и педагогического сопровождения всех  домов Мехрибонлик РУз, анализ их деятельности, ведется мониторинг защиты прав и законных интересов  воспитанников домов Мехрибонлик;

  • изучены социально-психологические характеристики детско-родительских отношений между воспитанниками домов Мехрибонлик и их родителями, выделены критерии успешности адаптации семьи после воссоединения;

  • изучены причины отказов матерей от новорожденных детей.  

             Научно-методическая деятельность:

  • внедрены модели социального,  психолого-педагогического сопровождения воспитанников Домов ребенка, домов Мехрибонлик и Детских городков, рекомендации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональной ориентации в Домах Мехрибонлик;
  • ведется работа по повышению профессиональной компетенции и понимания у сотрудников учреждения необходимости активизации работы по реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семейное окружение;
  • разработаны рекомендации по осуществлению мероприятий, снижающих проблемы социальной дезадаптации детей домов Мехрибонлик, по оптимизации и внедрению альтернативных способов социальной защиты уязвимых групп детей;
  • разработан проект программы по продвижению деинституционализации;
  • разработана программа по подготовке кандидатов, желающих взять детей в семью на воспитание и реализации ими социализации воспитанников;
  • подготовлен и внедрен в практику пакет психодиагностических, психокоррекционных и профориентационных методик для использования в домах Мехрибонлик;
  • разработаны методические рекомендации по изменению понятийного аппарата в отношении социального статуса воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработаны рекомендации по реинтеграции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семейное окружение.              

                Практическая деятельность:

  • проводится  совместная работа с  органами опеки и попечительства, КДН, органами самоуправления граждан по профилактике социального сиротства, реинтеграции воспитанников в семейное окружение, защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • реализуются семинары, тренинги и индивидуальные консультации по повышению профессиональной компетенции педагогов, психологов, социальных работников домов Мехрибонлик, Детских городков, Домов ребенка, инспекторов органов опеки и попечительства, консультантов местных органов самоуправления граждан во всех регионах республики; 

  • материалы результатов исследований и разработанные методические рекомендации используются на курсах повышения квалификации органов опеки и попечительства, директоров домов Мехрибонлик в ЦИППКРНО им.Авлони;

  • оказывается  адресная, социально-правовая, психолого-педагогическая помощь детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам и выпускникам Домов ребенка, домов Мехрибонлик, Детских городков, специализированных интернатов и т.д. Проводятся консультации по вопросам защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без опеки родителей,  организации  психологической и социальной работы в институциональных учреждениях.

Плодотворное сотрудничество с нашими основными партнерами  Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Республиканским центром среднего специального образования их региональными подразделениями, КДН в области повышения  профессиональной компетентности специалистов способствовало снижению роста социального сиротства и сокращению числа детей, воспитывающихся вне семейной опеки.  

    Разработаны и опубликованы:

  • 22 методических пособий -  для психологов, педагогов, социальных работников, специалистов сиротских учреждений, органов опеки и попечительства;

  • 8 брошюр -  для родителей, желающих взять ребенка на воспитание в семью;

  • рефлет для выпускников домов Мехрибонлик, методические материалы по критериям оценки приемных родителей для комиссии по международному усыновлению;  

  • плакат «ДИҚҚАТ! БОЛА!» для специалистов органов опеки и попечительства и граждан, желающих взять ребенка на воспитание. 

Етим ва ота-она қарамоғисиз қолган болаларни оилага тарбия (патронат) га бериш билан боғлиқ сизни қизиқтирган саволга жавоб

Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил 11 февралдаги 4185-сонли “Етим болалар ва ота-онасининг қарамоғидан маҳрум бўлган болаларни ижтимоий ҳимоя қилишни кучайтиришга оид қўшимча чора-тадбирлар” тўғрисидаги Қарорига мувофиқ бугунги кунда етим ва ота-она қарамоғисиз қолган болаларни тарбиялаётган  шахсларни қизиқтирган ва мазкур тоифадаги болаларнинг ҳимояси билан шуғулланувчи васийлик ва ҳомийлик органлари олдида турган масалалардан бири – бу болани тутинган оилага тарбия (патронат)га бериш масаласидир.

Сўнгги вақтларда Республика болалар ижтимоий мослашуви марказига “Қайси болаларга нисбатан патронатни расмийлаштириш мумкин ва бу қай тартибда амалга оширилади?” каби саволлар билан мурожаат қилаётганлар кўплаб учрамоқда. Қуйида биз сизни қизиқтирган саволларга жавоб бериш мақсадида Марказимиз мутахассислари томонидан тайёрланган услубий қўлланмадан қисқартмани эътиборингизга хавола қилмоқдамиз. Мазкур материал сизнинг болани оилага тарбия (патронат)га бериш билан боғлиқ саволларингизга жавоб топишингизга ёрдам беради деган умиддамиз.