Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Поддержка детей, оставшихся без опеки родителей

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ЦЕНТРА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ: 

 проведение научно-исследовательских работ по анализу и разработке механизмов управления системой социальной защиты детей, оставшихся без попечения  родителей;

 

 разработка программ социального, психолого-педагогического сопровождения воспитанников и выпускников институциональных учреждений;

 

  продвижение процесса деинституционализации;

 

 повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей;

 

– подготовка научно-методической базы по вопросам социальной защиты детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. 

 

 

С 2005 года специалистами проведены 29 исследований по изучению проблем социализации, защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Узбекистане.

 

Научно-исследовательская деятельность:

  • проведен анализ реализации законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, на основе которого подготовлены рекомендации по внесению изменений и дополнений в 14 нормативно-правовых документов, касающихся детей данной категории;

  • изучены психологические характеристики воспитанников домов Мехрибонлик, вопросы организации профориентационной работы, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

  • исследованы проблемы постинтернатной адаптации выпускников домов Мехрибонлик и Детских городков, включая вопросы жилищно-бытовой ориентации,  социальной адаптации, трудоустройства, обеспечения жильем выпускников;

  • реализованы проекты по деинституционализации, проанализированы особенности профилактики социального сиротства и  эффективные механизмы внедрения семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

  • изучен механизм передачи детей в приемные семьи;

  • проанализированы причины поступления детей в Дома ребенка, дома Мехрибонлик и Детские городки;

  • проведен мониторинг состояния Служб социально-психологического и педагогического сопровождения всех  домов Мехрибонлик РУз, анализ их деятельности, ведется мониторинг защиты прав и законных интересов  воспитанников домов Мехрибонлик;

  • изучены социально-психологические характеристики детско-родительских отношений между воспитанниками домов Мехрибонлик и их родителями, выделены критерии успешности адаптации семьи после воссоединения;

  • изучены причины отказов матерей от новорожденных детей.  

             Научно-методическая деятельность:

  • внедрены модели социального,  психолого-педагогического сопровождения воспитанников Домов ребенка, домов Мехрибонлик и Детских городков, рекомендации по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональной ориентации в Домах Мехрибонлик;
  • ведется работа по повышению профессиональной компетенции и понимания у сотрудников учреждения необходимости активизации работы по реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семейное окружение;
  • разработаны рекомендации по осуществлению мероприятий, снижающих проблемы социальной дезадаптации детей домов Мехрибонлик, по оптимизации и внедрению альтернативных способов социальной защиты уязвимых групп детей;
  • разработан проект программы по продвижению деинституционализации;
  • разработана программа по подготовке кандидатов, желающих взять детей в семью на воспитание и реализации ими социализации воспитанников;
  • подготовлен и внедрен в практику пакет психодиагностических, психокоррекционных и профориентационных методик для использования в домах Мехрибонлик;
  • разработаны методические рекомендации по изменению понятийного аппарата в отношении социального статуса воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработаны рекомендации по реинтеграции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семейное окружение.              

                Практическая деятельность:

  • проводится  совместная работа с  органами опеки и попечительства, КДН, органами самоуправления граждан по профилактике социального сиротства, реинтеграции воспитанников в семейное окружение, защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • реализуются семинары, тренинги и индивидуальные консультации по повышению профессиональной компетенции педагогов, психологов, социальных работников домов Мехрибонлик, Детских городков, Домов ребенка, инспекторов органов опеки и попечительства, консультантов местных органов самоуправления граждан во всех регионах республики; 

  • материалы результатов исследований и разработанные методические рекомендации используются на курсах повышения квалификации органов опеки и попечительства, директоров домов Мехрибонлик в ЦИППКРНО им.Авлони;

  • оказывается  адресная, социально-правовая, психолого-педагогическая помощь детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам и выпускникам Домов ребенка, домов Мехрибонлик, Детских городков, специализированных интернатов и т.д. Проводятся консультации по вопросам защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без опеки родителей,  организации  психологической и социальной работы в институциональных учреждениях.

Плодотворное сотрудничество с нашими основными партнерами  Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Республиканским центром среднего специального образования их региональными подразделениями, КДН в области повышения  профессиональной компетентности специалистов способствовало снижению роста социального сиротства и сокращению числа детей, воспитывающихся вне семейной опеки.  

    Разработаны и опубликованы:

  • 22 методических пособий -  для психологов, педагогов, социальных работников, специалистов сиротских учреждений, органов опеки и попечительства;

  • 8 брошюр -  для родителей, желающих взять ребенка на воспитание в семью;

  • рефлет для выпускников домов Мехрибонлик, методические материалы по критериям оценки приемных родителей для комиссии по международному усыновлению;  

  • плакат «ДИҚҚАТ! БОЛА!» для специалистов органов опеки и попечительства и граждан, желающих взять ребенка на воспитание.