Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Информационно - консалтинговая поддержка

Информационно-консалтинговая служба (ИКС) Республиканского центра социальной адаптации детей начала свою работу в  2007  году. Создание службы практической помощи было обусловлено жизненной необходимостью и огромным желанием родителей найти возможность помочь своим детям, иметь необходимую поддержку и профессиональные консультации специалистов.

Деятельность службы направлена на оказание детям с особыми потребностями практической квалифицированной абилитационной и реабилитационной помощи в медицинском,  психологическом,  педагогическом  и  социальном направлениях.

С 2012 года служба модернизирована,  внедрены инновационные медико-психолого-педагогические подходы в реабилитации детей с особыми потребностями.

Цель: Разработка и повышение качества диагностической и своевременной реабилитационной помощи для достижения  социальной адаптации  социально  уязвимых  детей  и их семей на основе индивидуально-ориентированного комплексного подхода.

Возраст детей, посещающих ИКС, составляет от 0 до 18 лет.

Со дня открытия ИКС комплексную помощь и консультативную поддержку получили более 9000 детей и их семей.

За содействием обращаются дети и их родители из разных регионов Узбекистана, а также из  стран СНГ. Оказана помощь юным гражданам Азербайджана, Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Киргизии.

Обследование и реабилитация проводятся по специально  разработанной  схеме.  После  всестороннего  медицинского обследования собирается консилиум с участием всех специалистов, где на каждого ребенка составляется план и последовательность реабилитационных мероприятий – индивидуальных или групповых занятий.

Отделение лечебной физкультуры

В отделении работают: врач-реабилитолог,  методисты/инструкторы  по  лечебно-физической культуре и акватерапии, инструкторы по массажу, специалисты по работе на аппаратах "Локомат", "Космос".

При коррекции и реабилитации широко используются методы:

  индивидуальные и групповые занятия по ЛФК;

  кинезотерапия;

  гидрокинезотерапия;

  механотерапия;

  процедуры  массажа:  массажные  комплексы  «Аквамембранная ванна», «Аквавиброн», ручные вибромассажеры и светотепловые лампы.

Отделение психологического сопровождения

Для  диагностики и коррекции психоэмоционального фона ребенка в службе оказываются различные виды психологической помощи и поддержки с  использованием передовых терапевтических методик:

  Сенсорная терапия; 

  Сказкотерапия;

  Музыкотерапия;

  Методика Монтессори; 

  Индивидуальные и групповые занятия психолога; 

  Психологическая помощь родителям.

Коррекционные занятия проводятся в присутствии родителей, в результате чего они получают навыки работы с детьми и на дому.

Сенсорная комната

Сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: корректирует  нарушенные высшие  корковые  функции,  развивает общую и мелкую моторику, и корректирует двигательные нарушения.

Сама обстановка с сочетанием разных  стимулов – музыки,  цвета,  запахов, тактильных  ощущений  – воздействует на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие  ребенка,  способствует  нормализации  его психического и эмоционального   состояния.

Комната Монтессори

Монтессори среда  создана  на  основе  большого  количества  новейшего  и  качественного дидактического игрового материалаРазвивающие занятия здесь проходят в свободной, не ограничивающей интересы ребенка форме и помогают в  развитии  внимания,  памяти,  логического мышления, речи и воображения;  мелкой  и  грубой  моторики;  пространственных представлений, представлений о цвете и форме объектов;  формируют интерес к обучающему процессу и стремление к саморазвитию.

 

Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!»

Комната сказкотерапии

Сказкотерапия  предназначена  для  работы  с  детьми,  испытывающими эмоциональные, физические затруднения, для мягкого влияния на поведение ребенка, т. е. «замещение» неэффективного  стиля  поведения  на  более  продуктивный,  а  также объяснения смысла происходящего. Этот вид терапии имеет неограниченные возможности для фантазии и самореализации детей. Комната богата множеством ярких игрушек и поделок.

Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Комната музыкальной терапии

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, которые оказывают целебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, содействуют проявлению  его творчества во всех областях жизни. 

Услуги психолога для индивидуальных занятий

Индивидуальная работа психолога с детьми с особыми потребностями строится по следующим этапам: проведение психодиагностики;  коррекционные  занятия;  аналитико-обобщающий обзор.

Занятия  проходят  в  интерактивной  форме  с  участием  родителей,  что  позволяет  им  принимать  непосредственное  участие в  коррекционном  процессе.  Важным фактором успешной реабилитации является выполнение родителями со своими детьми домашнего задания по указаниям психолога.

Групповые игры

Для успешной социализации детям необходимо  взаимодействие с окружающими. Групповые игры, тренинги являются одними из самых эффективных методов для развития социальных навыков у детей. Психологи работают над сплочением коллектива, пробуждая в детях активность, открытость, уверенность, взаимоподдержку.

Отделение педагогической коррекционной работы

Здесь коррекционную помощь оказывают логопеды-дефектологи, сурдопедагоги и арт-терапевт.

Логопед-дефектолог проводит:

  выявление, коррекцию и устранение различных речевых нарушений;

  развитие слухового и зрительного восприятия на речевом материале, фонематического слуха;

  постановку  звуков,  их  автоматизацию,  дифференциацию и введение в самостоятельную речь;

  логопедический массаж (ручной и с помощью постановочных и массажных зондов);

  развитие  памяти,  мышления  на  речевом  материале; пассивного и активного словаря;

  формирование лексико-грамматических категорий.

Арт-терапия

Арт-терапевт-дефектолог использует  различные  художественные  техники  и направления:  рисование,  лепку,  музыку, фотографии,  кинофильмы, книги, кукольный театр, сочинение историй.

Песочная  терапия  дает  возможность  диагностировать  психоэмоциональное  состояние  ребенка,  развивает  общую  и мелкую  моторику,  корректирует  двигательные  нарушения,  помогает  раскрепоститься  и установить  доступ  к  довербальным уровням  психики. От других форм арт-терапии этот процесс отличается  простотой  манипуляций,  возможностью  изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых  образов.  Создание  последовательных  песочных  композиций отражает  цикличность  психической жизни, динамику психических изменений.

Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные  фигурки,  возможность  создания  объемных  композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания. Помимо песка широко используются и такие природные материалы, как фасоль, горох, гречневая, рисовая и манная крупы.

Физические методы реабилитации по направлениям:

  Лечебная физическая культура (ЛФК)

  Цигун

  Массаж

  Бассейн.

Фитобар

По  рекомендациям  врачей дети ежедневно  получают  настои  из  сборов  целебных  трав (пол-пола, цветы ромашки, мелисса, душица, мята, череда,  кукурузные  рыльца,  шиповник,  подорожник,  шалфей, мать-и-мачеха), а также кислородную пенку.

Родительский клуб

В целях оказания моральной поддержки, оказания консультативной  психологической  помощи родителям  детей  с  ограниченными возможностями в РЦСАД создан Родительский клуб. Занятия  здесь  проводятся  в виде групповых встреч-тренингов, нацеленных на повышение стрессоустойчивости родителей,  снятие психоэмоционального напряжения, осознания и позитивной трансформации внутреннего мира, искаженного  картиной болезни ребенка.

Групповые встречи  – это возможность не только поделиться  своими  переживаниями по поводу состояния ребенка, но и получить  обратную связь. Групповая динамика способствует сплочению родителей между собой, а также  является ресурсом, позволяющим обрести  и укрепить внутреннюю силу.  Общаясь  друг  с  другом,  родители обмениваются опытом воспитания и ухода за «особыми» детьми, получают моральную поддержку друг друга.

Принципы работы клуба: добровольное согласие, доброжелательное отношение, обратная связь.

После проведения 1-й Международной конференции по вопросам аутизма на базе ИКС ведется работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Если вначале было всего 17 детей с таким диагнозом, то уже сейчас здесь  получили медико-психолого-педагогическую помощь свыше 100  детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Психологическая коррекционная работа проводится с применением элементов различных видов терапии (ABATEECH, холдинг-терапия и эрготерапия). Она состоит из:

● индивидуальных занятий с психологом,

 групповых игр,

  занятий в тематических комнатах (комната Монтессори, музыки, сенсорная комната, сказкотерапии, песочной терапии),

  занятий в бассейне,

  иппотерапии,

 совместных выездов на природу.

  обучающих и релаксационных тренингов и информационных семинаров для родителей детей с аутизмом.

В группе подготовки к школе проводятся занятия на развитие адаптивных форм межличностных отношений, общих способностей и учебных навыков. Занятия проводятся с использованием арт-терапевтических техник и динамических ритмичных игр.

Первичные достижения: у 70% детей улучшилось внимание и мелкая моторика, появилась усидчивость, расширился пассивный словарный запас. Несколько детей начали заниматься в группе, чего раньше не допускали из-за повышенного уровня тревожности. У большинства детей появился интерес к игрушкам, чего раньше не наблюдалось. У всех детей с аутизмом, вовлеченных в коррекционный процесс, уменьшились поведенческие проблемы.

В сентябре 2015 г. в РЦСАД создана «Группа общения для подростков с РАС (расстройство аутистического спектра) и их родителей». Цель  – развитие позитивных форм межличностного общения и социально-бытовых навыков у детей с аутизмом. На занятиях дети совместно с родителями играют в групповые игры, учат стихи, рисуют, устраивают чаепития, ходят в бассейн, посещают музеи, выставки, театрализованные представления, парки, принимают участие в детских праздниках. Занятия проходят под руководством психолога. Дети получают возможность установить значимые социальные отношения, расширить представления о мире и развить новые навыки, что способствует улучшению адаптации детей с аутизмом к социуму и дальнейшей их подготовке  к самостоятельной жизни. 

Актуальность и научно-практическая значимость Информационно-консалтинговой службы, как уникальной площадки по внедрению инновационных технологий, особенно возрастает  в современных условиях, когда в стране повышаются требования к всестороннему развитию  личности, к созданию высококвалифицированных и опытных бригад медико-педагогического обслуживания социально уязвимых детей и их семей, а также в связи с еще недостаточным использованием достижений науки, современной техники и передового опыта в этой области.

Важными качествами персонала ИКС являются: терпение, выдержка, чувство долга, любовь к детям, уверенность в победе, высокий уровень интеллекта, стремление к постоянному самосовершенствованию.

В информационно-консалтинговой службе (ИКС) РЦСАД имеется свой штат квалифицированных специалистов, которые проводят обследование детей и на консилиуме принимают решение о дальнейшей комплексной или консультативной помощи. 

Документы, необходимые для первичного обращения в ИКС:

1) Свидетельство о рождении / паспорт;

2) Справка об инвалидности ребёнка / подростка, если таковая имеется;

3) Паспорт родителя / законного представителя;

4) Выписка из амбулаторной карты ребенка / подростка, по месту наблюдения (врачом – неврологом, психоневрологом или педиатром) с подробным описанием физического и ментального состояния пациента. Направительный диагноз;

5) Все выписки о проведенных операциях, курсах лечения, рентгеновские/КТ/МРТ снимки. Описания назначенного медикаментозного лечения и полученных результатов заключения;

6) Справка о нахождении ребенка на учете в специализированных центрах и диспансерах;

7) Заключение дерматолога об отсутствии заболеваний;

8) Заключение фтизиатра об отсутствии туберкулезного процесса (обязательно со снимками рентгенографии сроком не более года);

9) 6 фотографий 3х4  ребенка/подростка;

10) Справка об отсутствии инфекционных болезней (справка о контактах);

11) Заявление на  имя руководителя ИКС от родителя/законного представителя;

12) Файловая папка для документов.  

 

Все услуги в Республиканском центре социальной адаптации детей и, в частности, в ИКС предоставляются абсолютно бесплатно!