Реализация государственной политики в сфере детства
Республиканский центр социальной адаптации детей совместно с Научно-исследовательским институтом «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи при участии экспертов из Академий Генеральной прокуратуры и МВД, при поддержке министерств народного образования, здравоохранения осуществляли исследование по теме: «Теоретические и практические аспекты социально-профилактической работы с детьми-сиротами».
Данное исследование проводилось в целях изучения состояния воспитательной, социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для выработки практических рекомендаций для его совершенствования в деятельности специалистов системы социальной защиты детей.
В исследовании приняло участие 1100 специалистов и 363 воспитанников домов «Мехрибонлик», SOS-детских деревень, Детских городковг. Ташкента, Бухарской, Хорезмской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ташкентской областей, а также воспитанникиреспубликанских учебно-воспитательных учреждений г. Бахта Сырдарьинской области иг.Чиназа Ташкентской области.
Оно включало ряд пилотажных исследований, в числе которых:
1.Изучение социально-профилактической работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Подготовка детей к самостоятельной жизни.
Результаты исследования позволили:
- спрогнозировать развитие детей, изучить степень осознанности их отношения к праву, здоровью, здоровому образу жизни, спорту и физической культуре;
- выявить интересы, увлечения, ценностные ориентиры детей, их жизненные планы, профессиональные намерения, мотивы выбора будущей профессии;
- определить значимых людей в жизни детей, к которым они обратятся в трудной жизненной ситуации;
- проанализировать мнения детей относительно их готовности к самостоятельной жизни и выявить проблемы, которые могут, возникнуть у них после выпуска из учреждений.
Актуальные проблемы…
Выдержки из анкетного опроса детей…
Выход в самостоятельную жизнь для многих выпускников интернатных учреждений может сопровождаться рядом проблем, затрудняющие их адаптацию в социум.Как показали исследования и опыт РЦСАД зачастую выпускники интернатных учрежений не обладают знаниями, навыками и умениями (соответствующих их возрасту) в построении взаимоотношений с социальным окружением, не умеют адекватно действовать в трудной жизненной ситуации.
Свидетельсвом тому ответы самих детей, которые на вопрос с какими проблемами, Вы можете столкнуться при вступлении в самостоятельную жизнь после выхода из дома «Мехрибонлик» или республиканских учебно-воспитательных учреждений гг.Бахта, Чиназа, отметили следующее (таб.1).
№ |
Варианты ответа |
Ответы |
1. |
материальные трудности |
17,1% |
2. |
сложности во взаимоотношениях с новым социальным окружением и организациями (выстраивание отношений на учебе, работе и т.п.) |
13,1% |
3. |
сложности с трудоустройством |
12,4% |
4. |
бытовые проблемы (проблемы с жильем, неумение вести домашние дела: приготовление пищи, уборка, стирка одежды и т.д.) |
9,2% |
5. |
личностные проблемы (низкая самооценка, замкнутость, низкая адаптивность и т.п.) |
8,9% |
6. |
проблемы с законом (совершение противоправных действий: кража, хулиганство, попрошайничество и т.п.) |
8,3% |
7. |
проблемы с документами (на получение жилья, социальных льгот и т.д.) |
8,3% |
8. |
проблемы с планированием и созданием семьи (ранняя нежелательная беременность, состояние в неофициальном браке, ранее вступление в брак и т.п.) |
6,9% |
9. |
проблемы со здоровьем |
2,0% |
10. |
у меня не возникнут проблем, потому что мы находимся под защитой государства |
12,2% |
11. |
затруднились ответить |
1,6% |
Таблица 1. Проблемы, с которыми могут столкнуться дети после выпуска из учреждений
Таким образом, проблемные вопросы выпускников должны стать ключевыми вопросами в социальной, правовой, психологической и педагогической помощи специалистов в период постинтернатной адаптации к новым условиям жизни, которая осуществляется на уровне межведомственного взаимодействияс применением различных инновационных форм, методов работы.
Аналитические материалы и результаты исследования могут служить теоретическим и прикладным методическим подспорьем для специалистов системы социальной защиты детей в Узбекистане.