Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Объявление

Реализация государственной политики в сфере детства

Реализация государственной политики в сфере детства

  • 6 December 2021

Республиканский центр социальной адаптации детей совместно с Научно-исследовательским институтом «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи при участии экспертов из Академий Генеральной прокуратуры и МВД, при поддержке министерств народного образования, здравоохранения осуществляли исследование по теме: «Теоретические и практические аспекты социально-профилактической работы с детьми-сиротами».

   Данное исследование проводилось в целях изучения состояния воспитательной, социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для выработки практических рекомендаций для его совершенствования в деятельности специалистов системы социальной защиты детей.

   В исследовании приняло участие 1100 специалистов и 363 воспитанников домов «Мехрибонлик», SOS-детских деревень, Детских городковг. Ташкента, Бухарской, Хорезмской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ташкентской областей, а также воспитанникиреспубликанских учебно-воспитательных учреждений г. Бахта Сырдарьинской области иг.Чиназа Ташкентской области.

Оно включало ряд пилотажных исследований, в числе которых:

1.Изучение социально-профилактической работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.  Подготовка детей к самостоятельной жизни.

Результаты исследования позволили:

- спрогнозировать развитие детей, изучить степень осознанности их отношения к праву, здоровью, здоровому образу жизни, спорту и физической культуре;

- выявить интересы, увлечения, ценностные ориентиры детей, их жизненные планы, профессиональные намерения, мотивы выбора будущей профессии;

- определить значимых людей в жизни детей, к которым они обратятся в трудной жизненной ситуации;

- проанализировать мнения детей относительно их готовности к самостоятельной жизни и выявить проблемы, которые могут, возникнуть у них после выпуска из учреждений.

Актуальные проблемы…

        Выдержки из анкетного опроса детей…

      Выход в самостоятельную жизнь для многих выпускников интернатных учреждений может сопровождаться рядом проблем, затрудняющие их адаптацию в социум.Как показали исследования и опыт РЦСАД зачастую выпускники интернатных учрежений не обладают знаниями, навыками и умениями (соответствующих их возрасту) в построении взаимоотношений с социальным окружением, не умеют адекватно действовать в трудной жизненной ситуации.      

Свидетельсвом тому ответы самих детей, которые на вопрос с какими проблемами, Вы можете столкнуться при вступлении в самостоятельную жизнь после выхода из дома «Мехрибонлик» или республиканских учебно-воспитательных учреждений гг.Бахта, Чиназа, отметили следующее (таб.1).   

 Варианты ответа

Ответы детей (в %)

1.

материальные трудности

17,1%

2.

сложности во взаимоотношениях с новым социальным окружением и организациями (выстраивание отношений на учебе, работе и т.п.)

13,1%

3.

сложности с трудоустройством

12,4%

4.

бытовые проблемы (проблемы с жильем, неумение вести домашние дела: приготовление пищи, уборка, стирка одежды и т.д.)

9,2%

5.

личностные проблемы (низкая самооценка, замкнутость, низкая адаптивность и т.п.)

8,9%

6.

проблемы с законом (совершение противоправных действий: кража, хулиганство, попрошайничество и т.п.)

8,3%

7.

проблемы с документами (на получение жилья, социальных льгот и т.д.)

8,3%

8.

проблемы с планированием и созданием семьи (ранняя нежелательная беременность, состояние в неофициальном браке, ранее вступление в брак и т.п.)

6,9%

9.

проблемы со здоровьем

2,0%

10.

у меня не возникнут проблем, потому что мы находимся под защитой государства

12,2%

11.

затруднились ответить

1,6%

 

Таблица 1. Проблемы, с которыми могут столкнуться дети после выпуска из учреждений

 

Таким образом, проблемные вопросы выпускников должны стать ключевыми вопросами в социальной, правовой, психологической и педагогической помощи специалистов в период постинтернатной адаптации к новым условиям жизни, которая осуществляется на уровне межведомственного взаимодействияс применением различных инновационных форм, методов работы.

      Аналитические материалы и результаты исследования могут служить теоретическим и прикладным методическим подспорьем для специалистов системы социальной защиты детей в Узбекистане.