Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A

Объявление

Опровержение

Опровержение

  • 23 June 2020

 Неотъемлемой частью социальной политики любого государства является решение проблемы сиротства. С принятием Конвенции о правах ребёнка приоритетом стало обеспечение права ребёнка жить и воспитываться в семейном окружении, поддержка государством семьи в целях оказания помощи на раннем этапе неблагополучия и выводу из кризисной ситуации. Устройство ребенка в сиротское учреждение должно быть крайней мерой, когда использованные меры не помогли. Пытаясь реализовать данные постулаты, многие страны стали внедрять программы деинституционализации, подразумевающие снижение численности воспитанников интернатных учреждений за счет создания социальных услуг по поддержке кровных и приёмных семей, обеспечивающих профилактику социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот, возврат детей из сиротских учреждений в кровные семьи и др.  Каждое государство по-разному пытается решить эту проблему, сталкиваются с разными трудностями, с некоторыми из них сталкиваются все страны, особенно те, в которых нет на местном уровне социально-правовых и психолого-педагогических услуг по поддержке семьи и детей, но достаточно интернатных учреждений.

На сегодняшний день правительство Республики Узбекистан  предпринимает различные меры по совершенствованию социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2019г. было принято два ключевых документа, инициированных министерством народного образования РУз: Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4185 от 11 февраля 2019 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.09.2019 №824 г. "О мерах по совершенствованию системы отбора альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления института семьи и профилактики социального сиротства", в этом году были внесены поправки в Закон «Об образовании» РУз, в который вошла статья о инклюзивном образовании.

Прочитав статью под громким названием «Узбекистан: почему буксует реформа «немилосердных» домов?»  складывается впечатление, что авторы глубоко не владеют информацией по описанному в статье вопросу и дают рекомендации, которые уже приведены в законодательную норму и воплощаются в жизнь.

В статье указано, «В Узбекистане патронат – это единственная форма семейного устройства детей-сирот, где граждане проходят обязательную подготовку, перед тем как принять ребенка в семью». На самом деле обучение обязательно пока для тех, кто хочет взять детей на патронат и для тех, кто хочет открыть семейный детский дом. Но люди, желающие усыновить и взять под опеку также могут пройти эти курсы. В настоящее время в Узбекистане только строится система подготовки и сопровождения приёмных родителей, и в дальнейшем прохождение обучения перед принятием приёмного ребёнка будет обязательно для всех. В РЦСАД, в соответствии с ПП-4185 был создан Клуб приёмных семей, который стал площадкой для регулярного общения, взаимной поддержки и обмена опытом в решении насущных проблем приёмных семей. В рамках работы клуба проводятся тематические занятия, в том числе апробируются материалы вошедшие в программу подготовки приёмных родителей, подготовленную МНО РУз в сотрудничестве с РЦСАД.

Ситуация с пандемией действительно оттянула многие начиная, которые министерства и ведомства, общественные и неправительственные организации пытаются внедрить в практику.

Недавно созданное министерство по поддержке семьи и махалли разрабатывает программы работы с социально уязвимыми слоями населения, где основной акцент будет уделен поддержке семьи с целью предотвращения разлучения ребенка с родителями и попадания в интернатное учреждение.

Рекомендации, которые авторы дают как, как раз и прописаны в принятой в 2019 году «Программе по деинституционализации домов «Мехрибонлик» на 2019-2023 годы» и будут реализованы.

Но уже сейчас, и в период карантина и после него мы (общество, ты и я, СМИ, чиновники на местах) должны больше работать на первичном уровне профилактики:

-  воспитывать у молодых людей ответственное материнство и очень важное - отцовство, так как большая часть детей в сиротских учреждениях из неполных семей;

- формировать общественное мнение о нетерпимости всех форм насилия в семье;

- повышать профессиональную компетентность и ответственность специалистов и чиновников в вопросах сиротства, профилактики насилия, безнадзорности, толерантного отношения к людям с инвалидностью и т.д.

- внедрить штатную единицу «социальный работник» во все структуры социальной защиты населения.

 

Республиканский центр социальной адаптации детей

В.С.Алимова, Г.В.Хрульнова, Д.Г.Хусанова